Ахум Шатап

Ахум Шатап

Заметка печаталась в журнале de visu  1994

 

 

АХУМ ШАТАП

 

 

 

Можно ли писать о литературе без

готовности к кощунству?!

Михаил Золотоносов

 

Говорят Хемингуэй

В детстве тоже был еврей. 

Евреи, евреи, кругом одни евреи.

(Песня)

 

— Ты, Петров, о чем думаешь»?

— О победе над врагом, товарищ лейтенант.’

— А ты, Абрамович, о чем?

— О родной коммунистической партии.

— А ты, Сидоров?

— О 6абах, товарищ лейтенант.

— Почему же о бабах?

— А я завсегда о них думаю.

Антисемитский анекдот

 

В статье Михаила Золотоносова — остроумной, блестящей, парадоксальной —npoпущено, однако, самое главное. Читателям, конечно, интересно узнать не только и не столько то, что имел в виду Kорней Иванович, создавая знаменитую «Муху-Цекотуху», но то, почему и как Михаилу Золотоносову удалось истолковать фрейдисткие сны знаменитого литературного критика.

(«К тебе я буду прилетать… сны золотые навевать» [1]). Мы постараемся исправить это досадное упущение.

 

Отметим сразу не случайное совпадение  прилагательного в приведенной выше цитате с фамилией автора статьи и зададимся вопросом: кто к кому и зачем прилетает? Как известно, в древнееврейском языке [2] не было гласных букв, и читатель интуитивно (по озарению свыше) подставлял их на вакантные места. Если с учетом этого приема мы взглянем на имя автора, То увидим, что перед нами Мухаил, а еще точнее — МУХА. Да. при рождении мальчик получил имя Муха и с этого момента, а может даже со дня зачатая, как справедливо отмечает Золотоносов, (разница не велика), в подсознании нашего героя зародился эдипов комплекс мести родителям [4]. Первая же детская книжка, а это, конечно, оказалась злополучная «Муха-Цекотуха», спровоцировала естественную и закономерную реакции. Которая нам дана сегодня в виде литературоведческой статьи.

Фамилия автора более определенно раскрывает отмеченную закономерность. Вспомним, что у мухи Чуковского было позолоченное брюхо [5]. Согласитесь, что какая-то не совсем обычная муха привиделась Корнею Ивановичу. Конечно, это не просто муха, а скорее пчела, тем более, что в античной традиции пчелы и мухи не различались. Золотобрюхатая муха-пчела, несущая на базар золотое брюхо, полное золотого меда [6], нащла золотую или позолоченную денежку, понесла ее на базар, а с базара несет, кроме позолоченного брюха, позолоченный или просто сверкающий как золотото, пузатый русский самовар. Золотые застежки на мушиных сапожках совершенно точно подметил счам автор статьи [7]. Таких обрезом, перед нами муха, носящая золото, муха-золотонос.

В средние века роль носителей золота выполняли еврейские ростовщики и менялы, затем

это стало обязанностью банкиров [8], а сегодня, когда выяснилось, что подлинное золото

— это слово [9], так же, впрочем, как и его обратная состовляющая — молчание [10], муха — это

носитель золотых слов, литературовед.

Конечно, мифы о ношении золота туда и обратно, о переброске золотого запаса

по воздуху восходят еще к древнегреческим преданиям о золотом руне [11], однако на русской

почве выражение «нести» или «понести золото» приобретает новый и доавольно

интересный смысл. Кого и, главное, от кого понесла фрейдистская оплодотворенная мушка?

На первый вопрос мы практически уже ответили: понесла лепту (дань) [12], золотого тельца,

литературный шедевр на страницы литературного журнала. Ответ на второй вопрос не столь

однозначен. Комар не мог быть отцом внебрачного ребенка, он слишком благороден и буквально

с первых слов предлагает мухе вступить в законный брак. («А теперь, душа девица, на тебе хочу жениться») [13]. Проблемы непорочного зачатия (озарения свыше), гомосексуализма и лесбийской любви очень интересны сами по себе, но не могут рассматриваться в данном контексте — это увело бы нас слишком далеко в сторону [14]. Значит паук! О, не зря муха боялась замкнутого пространства и его обитателя — мохнатого, чудовищного насильника. Так вот зачем, оказывается, «нашу муху в уголок поволок» грязный паук.

Но кто же, собственно говоря, паук? У него нет крыльев, а значит и свободы передвижения, он привязан к своему глухому углу , ну, конечно, это русский человек [15]. Не признавая торговой предприимчивости крылатых (муха нашла денежку на пустом месте, в чистом поле), русский паук хочет выпустить из мухи всю красную кровь в отместку за принесенное под видом золота марксистское учение [16]. Жалкие крики мухи — апелляция к сытому равнодушному Западу, которые с места не двинется — «пропадай, погибай именинница» [17].

А кто же комарик? Спасителем безнадежно запутавшейся мухи выступает Израиль — сам еврейский народ. Он маленький («маленький комарик»), он владеет светом истины («малекнький фонарик»), он трепещет крылышками («трепет забот иудейских») [18], он машет саблей (речь может идти о разгроме арабских армий, вооруженных русским оружием [19]. За боем паука и комарика прослеживается и более древняя парадигма: борьба маленького и большого. Легкого и тяжелого. Летучего и заземленного. Владеющего золотым словом и лишенного такового. Если проследить истоки этой борьбы с самого начала (как сказал поэт: «к кольчецам спущусь и усоногим, от горячей крови отрекусь») [20], то архетипом столкновения будет вражда насекомых и паукообразных. Если же вернуться к историческим временам, то мы увидим столкновение семитов и индоевропейцев, хазар и славян. («И вечный бой — покой нам только снится… лети, лети степная кобылица») [21]. Кроме замечательной сказки Чуковского, эта борьба описана в русских былинах , в которых, как показали современные исследования, вместо татары следует читать хазары, а злой змей летучий Тугарин был в ранних вариантах — хазарин.

Заканчивается сказка тем, что победитель-комар подводит муху к открытому окошку, предлагая ей не только руку и сердце, но и эмиграцию, свободу передвижения, Запад («В Европу прорубил окно» [22]). В карнавальном контексте финала сливаются песенные и фольклорные народные мотивы, которые Михаил Золотоносов, к сожалению, обошел своим вниманием [23].

«Ко-омара муха любила…» — затягивает тонкими голосами женский хор обитателей Дома творчества писателей, а также жителей Баковки, Внуковки, Суковки, Зуковки, Передельцев тож.

И под эту мелодию Корней Иванович, изгибаясь влево и вправо, растет все выше, выше, выше, поднимаясь головой к самому потолку.

«Комара муха любила, била, била, била, била…»

— «Сдох!» — обрушивается из поднебесья на письменный стол, заставленный подарками, Корней Иванович и замирает, закрыв глаза, беспомощно свесив вниз свои огромные руки [24].

«Прилетели тут две мухи, — снова тоненько затягивает хор, — Прилетели тут две мухи, взяли комара под руки!»

«Улетел!» — взвизгивает Корней Иванович, выпрямляясь, взлетая подобно воздушному шарику под самые облака.

Что за удивительный танец исполняет для нас Корней Чуковский? [25] Это танец кобры, загипнотизированной ритмической музыкой Змеи. Змея же, как верно заметил Золотоносов, — символ еврейского народа в глазах славян , а может быть и вообще всех индоевропейцев [26]. Вспомним, как в романе Солженицына «Август Четырнадцатого» еврей Богров извивается по залу, чтобы ужалить Россию в самое сердце, убить Столыпина [27]. Не случайно описание этого эпизода из романа в статье Лосева (Лифшица) вызвало в свое время столь грандиозный скандал на радиостанции «Свобода» [28].

Таким образом, за совершенно безобидным фольклорно-плясовым завершением «Мухи-Цокотухи» звучит мотив новой, предстоящей грандиозной битвы. И вечный бой. Победителей не судят. Так что лети вперед литературно плодотворная, золотоносная мушка, трепещи прозрачными крылышками, преодолевай фрейдисткие комплексы — ЛЕТИ.

 

  1. См. Гете «Люди гибнут за металл», а также сноски Михаила Золотоносова

(в дальнейшем МЗ) 8, 18, 28 и так далее.

  1. См. Библия, Кумранские свитки, Иванов. К дешифровке хеттских алфавитов.
  2. МЗ 67.
  3. См. Фрейд, Фройд. Сны, С. Булгаков, М. Антонов и пр.
  4. К. Чуковский. «Муха-Цокотуха» с рисунками Коношевича.
  5. Мед — слово семитское, заимствованное индоевропейцами, как впрочем, и вино.

См. Илич-Свитыч, Топоров, Иванов и Гамкрелидзе.

  1. МЗ 9.
  2. См. энциклопедии Фрейд, Форд, Резерфорд, Ротшильд, Рабинович, Решевский,

(золото, шахматной мысли), Рокфеллеры (старший, средний и младший).

9.             См. «Слово о полку Игиреве» («Изронил он золотое слово») и пр.)

10.   Потому что молчание золото» — Александр Галич, см. также русские пословицы и

noroворки.

11   «Мифы древней Греции». Кун и Галосовкер, а так же Лосев, Аверинцев, Иванов, Топоров, Леви-Стросс.

12  Дань, как известно, словяне несли хазарам. Собирающая полевую дань пчела («Пчела за данью полевой») должна будет в конце концов эту дань с лихвой возвратить законным владельцам, см. Розанов «Погром».

13    См. Чуковский, а также «Обычаи и обряды народов мира».

14 Интересные сведения об обычае непорочного зачатия у евреев сообщает антисемитская брошюрка «Красные протоколы» См. также Библию. Очевидно, что мотивы гомосексуальной любви у евреев тесно связаны с их бесплодием внутри русской литературы, точно подмеченным Золотонсовым; бесплодием, сопровождаю-шимся при этом необычайно активным участием в самом процессе.

15   «Рожденный ползать — летать не может», сказал О русском народе юдофил Максим Горький, противопоставив ему щуплых. подвижных, летучих еврейчат. И дело тут не только в развернувшейся впоследствии воздушной эмиграции в Израиль. Речь идет о глубинной парадигме обеих наций. Плохое о русском народе см. также «Рассказы о русском крестьянстве» того же автора, рассказы Бунина, былины о Святогоре, ушедшем под землю, и об Илье Муромце 73 года сидевшем наа печке, а также сноски МЗ, начиная со второй.

16       Маркс, Ленин. Документы Хельсинкских соглашений.

17.       См. Чуковский, Золотоносов.

18.     Александр Воронель. «Трепет забот иудейских» Тель Авив.

19.   Вспомним Шестидневную у или 96 сирийских cамолетов, сбитых одним махом над долиной Беккаа отважными израильскими комарами- истребителями.

  1. 20.    Осип Мандельштам Ламарк. собр. соч.

21.    Александр Блок, собр. соч.

22      Александр Пушкин, собр, соч.

23.    Конечно, молчание Золотогносова по этому важному, можно сказать, ключевому. Вопросу не случайно. Оно показывает, что здесь или где-то неподалеку зарыта фрейдистская собака.

24.   Может возникнуть вопрос: почему муха била комара? Разве это в традиции еврейской семьи? Нельзя, конечно, забывать о дурном славянском влиянии, но, главное, речь идет о вечной борьбе мужского н женского начала, о столкновении феминизма и сексизма, матриархата и патриархата. Кстати, современные исследователи отмечают следы матриархата у хазар. Не отсюда ли женственность евреев?

25 Танец Корнея Чуковского не описан Евгением Шварцем (см. «Белый волк» сб. Память и др. издания). Однако змеевидную природу Корнея Ивановича удивительно точно отразили дореволюционные карикатуристы. Положив рядом на стол серию таких карикатур, мы увидим кадры описанного выше танца.

26. См. Топоров и Иванов «Славянские и антиславянские древности» В мифологии индоевропейцев дубу и Перуну — богу неба, противостоит змея — бог земли и подземелья.

27.   Александр Солженицын. «Август» СОБР. Соч.

28    Литературный курьер. США статьи Вадима Белоцерковского

maksudov